Драгоценные инвестиции

За драгоценными камнями прочно закрепился статус вечных ценностей — небезызвестное Diamonds are forever. Действительно, весьма привлекательно, когда целое состояние умещается на ладони. Правда, заработать на бриллиантах не так просто, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее аукционы прошедшего года показали заметный рост инвестиций в редкие драгоценные камни и ювелирные украшения.
Dragotsennyye investitsii

Рекорды минувшего года

Суммы вложений в уникальные камни в прошедшем году поражали воображение: например, белому алмазу, вес которого составляет 118,28 карата, теперь принадлежит новый мировой рекорд цены: на аукционе Sotheby's в Гонконге он был куплен коллекционером, пожелавшим остаться неизвестным, за более чем 30 миллионов долларов. Но это лишь один из рекордов 2013 года, второй, еще более значимый, побит бриллиантом «Розовая звезда», ушедшим с молотка на аукционе Sotheby's в Женеве. «Розовая звезда» представляет собой исключительного цвета и чистоты бриллиант, имеющий овальную огранку, весом 59,6 карата и является самым большим из всех известных на сегодня розовых бриллиантов. Покупатель отдал за него 68 миллионов швейцарских франков ($74,1 млн). Этот драгоценный камень стал самой дорогой инвестицией за всю историю мировой торговли бриллиантами.

Само определение минералов как «драгоценные камни» говорит об их высокой привлекательности с точки зрения инвестиций. В прошлом наиболее востребованные как сырье для производства ювелирных изделий или в качестве материала для пополнения частных коллекций, сегодня драгоценные камни нередко являются также и банковскими активами. В период экономических и политических потрясений, падения всех мировых валют именно драгоценные камни могут стать для инвесторов активом, который заслуживает наибольшего доверия. С этим фактором и связаны относительно небольшие колебания на рынке драгоценных камней — в процессе кризиса 2008 года, например, его падение в сравнении с другими инвестиционными рынками было не таким выраженным.

Однако покупка ювелирных украшений ради инвестиций требует особого и наиболее профессионального подхода, ведь цена камня завышается за счет работы мастера, стоимости оправы и художественной ценности изделия и в конечном итоге может в разы превысить стоимость драгоценного камня на рынке. Поэтому, с точки зрения опытных инвесторов, вложения в драгоценные камни представляют собой долгосрочные и даже сверхдолгосрочные инвестиции — такие покупки совершаются с расчетом на десятилетия.

Подводные камни

Начинающим инвесторам, которых привлекает возможность долгосрочных инвестиций на рынке драгоценных камней, необходимо научиться обходить множество подводных камней. Это прежде всего подделки. Их появление было отмечено еще в Древнем Риме, а в XX веке синтетические рубины, сапфиры и прочие драгоценные и полудрагоценные камни начали производиться в промышленных масштабах и переполнили современный рынок ювелирных изделий. Даже при тщательном осмотре отличить синтетическую подделку от настоящего драгоценного камня весьма непросто, однако специалисты-геммо-логи достаточно точно определят происхождение любого из них. Помимо частных специалистов в мире существует несколько независимых экспертных организаций, зарекомендовавших себя в качестве гарантов. Так, например, можно не сомневаться в подлинности минералов, снабженных сертификатами Геммологического института Америки (GIA) или Бельгийского высшего алмазного совета (HRD). И все же главный риск при покупке драгоценных камней зависит от другого аспекта — определения их реальной рыночной стоимости.

Цена на драгоценный камень формируется из множества факторов, что делает весьма распространенными случаи продажи камней непрофессиональному покупателю по завышенной стоимости. При этом покупатель приобретает подлинные драгоценные камни, качество которых подтверждено сертификатами, однако продавец умалчивает (или искажает информацию) о фактах, влияющих на реальную их цену.

Например, в зависимости от цвета камня (либо его распределения в минерале) он может изменить свою стоимость в достаточно широком диапазоне — от 40 до 70%. Если же цветовой оттенок камня меняется в зависимости от угла зрения, стоимость рубина, аметиста и сапфира снижается примерно на 20%. К еще одному важному фактору, который может снизить базовую стоимость на 30-50%, относят дефектность (чистоту) обработанных драгоценных камней.

Цена также может снизиться на 5-50% из-за качества обработки камня, являющегося к тому же очень неоднозначным фактором. Эксперт учтет не только ляпы мастера, но и характер обработки: к примеру, изменение драгоценных камней искусственным способом для улучшения их качественных характеристик ведет к падению цены. К таким методам, в частности, относят «залечивание» трещин изумрудов и рубинов, окрашивание сапфиров, промасливание лазуритов, изумрудов и жадеитов и тому подобные способы улучшения. Бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, александриты могут упасть в цене из-за несоответствия базовой форме. Как известно, идеальной формой для изумруда является октагон, для сапфира — овал и т.д. Из-за большого количества ценообразующих факторов (были приведены далеко не все из них) непрофессиональному инвестору в драгоценные камни выяснить реальную их стоимость очень проблематично, а российские эксперты зачастую бывают крайне субъективны.

Иногда новичкам советуют для определения истинной цены бриллиантового актива использовать еженедельный прейскурант Rapaport Diamond Report, один из самых популярных в мире источников информации о ценах на бриллианты. Однако практика показывает, что российские цены на бриллианты без оправ, прошедшие сертификацию, как правило, в полтора — два раза превосходят цены по прейскуранту Рапапорта. При этом стоимость бриллиантов в США и Евросоюзе крайне редко превосходит рекомендованную Rapaport Diamond Report.

Таким образом, если клиент инвестирует средства в украшения с бриллиантами в российских ювелирных салонах или даже покупает необработанные сертифицированные бриллианты у производителя, предлагающего 40-50% скидки, стоимость их превышает текущую стоимость драгоценных камней на мировом рынке. Проще говоря, цена бриллиантовых активов на домашнем рынке сильно завышается, в результате чего приобретенные в России камни превратятся в инвестиции с окупаемостью в минус десять лет. Но существуют и другие способы инвестирования в драгоценные камни.

Это покупка бриллиантов на алмазных биржах, а также приобретение изделий с драгоценными камнями на аукционах с мировым именем.

Ювелирное отношение к торгам

Сегодня на алмазном рынке лидирует компания De Beers, основанная в ЮАР и взявшая под контроль добычу и продажу бриллиантов. Корпорация является главным игроком и регу лятором, проводящим по всему миру свою ценовую политику: De Beers контролирует 50% добычи алмазов и 85% их реализации. Помимо Центральной сбытовой организации (ЦСО), принадлежащей корпорации De Beers, неограненные алмазы можно купить на алмазных биржах Лондона, Антверпена, Тель-Авива, Нью-Йорка, Гонконга.

Крупнейшие мировые центры по огранке алмазов — это США, Индия, Израиль и Бельгия (здесь обрабатывается до 65% добытых камней). На предприятиях с многовековым опытом огранки формируется основная часть бриллиантового потока, откуда обработанные алмазы поступают на аукционы и ювелирные заводы. Каждый бриллиант имеет уникальные характеристики и размеры, совокупность качеств создает его стоимость. Главным ценообразующим фактором является размер камня — в зависимости от величины стоимость бриллианта увеличивается в геометрической прогрессии. Крупные бриллианты, масса которых превышает шесть карат, обычно продаются с аукционов, и цена на них не имеет потолка.

Аукционные дома продают ювелирные украшения вот уже третье столетие. В бесконечном списке владельцев драгоценностей, переходящих от одного покупателя к другому на аукционах Sotheby's и Christie's, имена таких знаменитостей, как мадам Дюбарри и Марлен Дитрих, соседствуют с именами членов королевских семей и известных политических деятелей — княгини Юсуповой, герцогини Виндзорской, Жаклин Кеннеди-Онассис и сотен людей, ставших в разное время символами стран и целых эпох.

В далеком 1927 году на аукционе Christie's были выставлены драгоценности из Алмазной к заказчику из рук опытного дизайнера, они помимо подходящего к образу жизни и гардеробу стиля способны также отразить эстетические идеалы и увлечения своего владельца.

Достаточно много компаний развивают направление bespoke по созданию украшений, часов и письменных приборов, однако лишь некоторые из них достигли в этом настоящих вершин. Высококлассный bespoke — это прежде всего использование фирменных техник, уникальных декоративных приемов и отход от приевшихся стандартов.

Компания Cartier является одним из законодателей в сфере создания эксклюзивных украшений. За первым визитом клиента в бутик следует несколько встреч с дизайнером, которые заканчиваются созданием трех вариантов эскизов, представляющих собой различное видение пожеланий заказчика. Порой из-за высокой стоимости (например, стоимость камней в заказе получается чрезмерной) дизайн правится еще раз. Вместе с тем драгоценные камни должны соответствовать стандартам компании и проходят проверку геммологов — их качество не может быть ниже тех, что используются при создании украшений haute joaillerie.

Дизайнеры Cartier охотно берутся и за переделку старинных ювелирных изделий, причем не обязательно носящих имя компании. Как и в случае с изготовлением ювелирных изделий из камней клиента, особое внимание уделяется высокому качеству материалов — это необходимое условие для создания украшений, носящих имя Cartier. Сотни заказов стекаются к дизайнерам компании со всего мира, и подход клиентов разных национальностей и вероисповеданий сильно отличается. Заказчики украшений из Азии, в том числе крупнейшие коллекционеры, предпочитают покупать драгоценные камни (в основном жадеит и нефрит) на внутреннем рынке, после чего просят дизайнеров включить их в изделия. Американцы часто заказывают создать украшение с использованием редких камней, добавив в него еще и оригинальный дизайн. Европейцы и русские имеют немного иные предпочтения: они хотят иметь не просто украшение с редкими камнями, но и эстетичное изделие, отражающее их внутренние запросы.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дамир Баттулин убежден, что завтрашний день банковской сферы – сплошные цифровые технологии

С расчетом, но по любви

В санном спорте даже дыхание имеет большое значение.